Костюм кочевников Великой степи
Материал предоставлен журналом World Discovery Kazakhstan
Текст – Айдархан Калиев
Фото – Данил Олейник
Казахский костюм
История казахского костюма тесно связана с историей кочевников Великой степи и дает представление о формировании материальных и духовных ценностей этих народов. Анализ исторических очерков древних летописцев, ученых и путешественников, отчеты полевых экспедиций, образцы музейных экспонатов демонстрируют богатое художественное исполнение костюма. В нем наглядно отражены древние традиции, связанные с историческими, экономическими, социальными и климатическими условиями, а также влияние других культур и костюмных комплексов.
Казахский костюм создавался и видоизменялся под влиянием условий жизни в степях со знойным летом, пронизывающими ветрами, холодной зимой и роскошной весной. Формируясь столетиями, казахский костюм прочно сохранил в себе функциональные и эстетические ценности, удобные для кочевого образа жизни. В костюме отразились исторические процессы, которые происходили на территории Казахстана с эпохи древних саков (IX-II века до нашей эры), гуннов (II век до нашей эры – V век нашей эры) и тюрков (V- XIII века нашей эры), а также периоды формирования казахской государственности, присоединения к России, революции, установления Советской власти и современности.
Сакские традиции
Наши предки, саки, в древности славились богатством традиций и отменными боевыми качествами. Выносливые саки могли находиться на коне несколько суток подряд и спать, сложив голову на гриву коня. О культуре одежды саков мы можем рассуждать по результатам археологических раскопок или очеркам древних летописцев – это известный всему миру Золотой человек, найденный в Иссыкском кургане, а также по изображениям на предметах быта, найденных археологами.
По иллюстрированным реконструкциям К.С. Ахметжанова, М.В. Горелика и М.В. Баста можно описать одежду саков. Высокий остроконечный головной убор из белого войлока, распашной бешпет (разновидность верхней одежды) из кожи или самотканого сукна, украшенный металлическими бляшками, кожаный пояс, кожаные штаны и войлочные сапоги в костюме сака указывают, в первую очередь, на удобство при верховой езде и кочевом образе жизни. Металлические бляшки в одежде сака, очевидно, служили не только предметом украшения, но и безопасности.
Декор, выполненный из драгоценных металлов в виде фигурок различных зверей (так называемый «звериный стиль»), является одним из крупных наследий сакской культуры. Сюжетной основой этого искусства были сохранившиеся с глубокой древности тотемические мифы о происхождении людей от различных животных. Человек не мыслил себя в отрыве от природы, потому что он был частью ее.
Сидят на кошме, укрываются войлоком…
После распада государства саков образовалось новое государство на территории Казахстана – государство гуннов. Гунны занимались кочевым скотоводством, были бесстрашными воинами и отличными наездниками. Древние историки писали о быте гуннов: «Носят одежду из кожи. Сидят на кошме и укрываются войлоком». Лоскутки тканей, ковров, ювелирные изделия, найденные во время археологических раскопок, доказывают высокий уровень мастерства изготовления предметов быта гуннами.
Особое значение гунны уделяли лошадям. Крылатое выражение «Конь – крылья мужчины» пришло к нам именно из той эпохи. Гунны выводили породистых лошадей и были прекрасными наездниками. Они же являются родоначальниками конных игр.
Территориальное расположение государства гуннов: между странами Европы – с запада и империей Хань (ныне Китай) – с востока - наложили отпечаток в культуре их одежды. Вместе с тем гунны достойно сохраняли традиции в одежде своих предков – саков. Высокие головные уборы, искусно декорированная верхняя одежда, стеганые рубахи, шаровары из шкурок козленка или жеребенка, кожаные сапоги изготавливались из материалов добротного качества. После того, как кануло в историю государство гуннов, на территории Казахстана образовалось более мощное тюркское государство –
Западно-тюркский каганат.
Тюрки поклонялись Тенгри –
невидимому духу, обитающему на небе, величиной с небо и весь Мир. Древние тюрки его почтительно называли «Вечное Синее Небо», или «Тенгри - хан», а также они поклонялись богине «Умай». По каменным статуям тюрков святилища Мерке можно определить не только половую принадлежность, но и головные уборы, украшения, аксессуары, оружие и культовые предметы быта.
Войлок у тюрков обрел новое качество – стал строительным материалом для юрты. Сохраняя зимой тепло, летом – прохладу, войлок служил прекрасным материалом для изготовления предметов быта. Изделия из войлока не мокнут – капли по ворсинкам стекают вниз. Тюрки искусно, умело и тонко выделывали шерсть, шили себе одежду, обувь, головные уборы.
Одним из крупных городов того периода, характеризующих культуру и быт кочевников является город Тараз. Историки писали: «Богат и славен торговый город Тараз. Его деловые связи обширны, нет той страны, что не слала бы сюда свои караваны».
Таразский базар – зеркало мира
На Таразском базаре продавалось и покупалось все. Из древней Руси сюда привозили дорогие меха соболя, куницы, горностая, льняные батисты, полотняные халаты и драгоценные самоцветы. Из Византии везли дорогие бархаты, прозрачную фату и златотканую парчу. Из Фландрии доставляли высококачественное сукно, из Альбиона – шерстяные ткани, из Индии – кашемир, хлопчатобумажные полотна, тафту и кораллы, из Китая –
шелк.
Сами кочевники научились выделывать шкурки каракуля: от серебристых и золотистых до сиреневых и беломраморных. Из шерсти овец и верблюдов изготавливали тонкий войлок и кошму, высококачественную шерстяную ткань. Таразцы были умелыми шелкопрядами. Из шелковой нити получали тончайшую кисею, плотную тафту с рубчиками и узорами на матовом фоне. Шелка Тараза мало в чем уступали златотканой китайской и индийской парче, византийскому пурпуру.
Обилие решений и цветов
В период подъема тюркского государства костюм кочевников усложнялся с точки зрения композиционного и конструктивного решений. С расцветом Великого Шелкового пути и появлением первых признаков оседлости происходит заимствование форм покроя головных уборов, одежды, обуви, аксессуаров других культур. Одновременно расширяется ассортимент используемого материала и его цветовой спектр. Наряду с войлоком, самотканым сукном из верблюжьей шерсти и кожей тонкой выделки в одежде используются хлопчатобумажные, шелковые, льняные ткани. Совершенствуются технология изготовления и техника декорирования одежды.
Определенную информацию об одежде кочевников Евразии можно получить, изучая дневники и зарисовки выдающегося ученого-просветителя Чокана Валиханова, отчеты полевых исследований этнографов Н.П. Лобачевой, Ф.Д. Люшкевич, М.В. Сазоновой, Р.Я. Рассудовой, М.В. Горелик, З.А. Широковой и других. Ценная информация о костюме кочевников получена при изучении исторических очерков китайских летописцев, а также путевых записок и зарисовок путешественников по Великому Шелковому пути.
|