держание номера "Наше Наследие" № 98 2011
Эдуард Жданов, фото автора
Среди представителей не нуждающегося в особых рекомендациях многосторонне художественно одаренного рода Бенуа имя архитектора Алексея Леонтьевича, также носящего эту славную фамилию, на слуху менее всего. Объясняется это просто: значительную часть своей жизни, завершившейся в самом начале XX века, он пребывал и творил не в европейской России, а на колониальной окраине тогдашней Российской империи, Туркестанском крае, где и оставил довольно значительные следы своего творчества. Кроме того, в его биографии много «белых пятен».
Родился Алексей Леонтьевич Бенуа 21 июня 1838 года в семье чиновника Общества Царскосельской железной дороги. Его отец Леонтий Леонтьевич Бенуа был старшим братом известного русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.
Основателем рода явился французский крестьянин Луи-Жюль Бенуа (1770–1822). Вскоре после переселения в Россию в 1794 году молодой Бенуа сумел занять должность придворного метрдотеля и в этой должности служил императору Павлу I, а позднее — вдовствующей императрице Марии Федоровне.
Алексей Леонтьевич учился в Императорской Академии художеств и 12 сентября 1865 года «…во внимание к хорошим познаниям его в архитектуре и строительном искусстве, доказанным классными программами и выдержанным экзаменом из наук», удостоен звания свободного художника «с правом производить строения и вступать в службу, какую пожелает».
В Ташкенте А.Л.Бенуа оказался в 1874 году. В феврале того же года на имя туркестанского генерал-губернатора поступила бумага, в которой говорилось: «Ректор Императорской Академии художеств, действительный статский советник Александр Иванович Резанов рекомендует с отличной стороны, как хорошего художника, знающего дело архитектора и честного человека Алексея Леонтьевича Бенуа». 20 июня 1874 года Бенуа был «определен на службу по военно-народному управлению в распоряжение Туркестанского Генерал-Губернатора», а 8 февраля 1875 года назначен «членом Сыр-Дарьинской строительно-дорожной комиссии», где сосредоточилось руководство по застройке Ташкента. Вскоре его командировали в распоряжение военного губернатора Семиреченской области в город Верный для производства строительных работ.
В 1875–1877 годах Алексей Бенуа был занят аранжировкой Казенного сада в Верном, районной планировкой образцовой деревни Казанско-Богородское на речке Узун-Агач, строительством здесь церкви, сельского училища, домов переселенцев (совместно с П.Зенковым). В Семиречье им впервые осуществлены противоселевые мероприятия, возведение дамб и укрепление берегов горных речек, зеленое и парковое строительство, проектирование и строительство мужской гимназии в Верном (совместно с военным инженером С.Янчевским и городским архитектором П.Гурде), часовни на братской могиле павших воинов в 1860 году в Узунагачском деле. Через два года в связи с образованием строительных отделений при областных управлениях, которые возглавляли военные инженеры, Бенуа получил должность младшего архитектора Сыр-Дарьинской области и возвратиля в Ташкент.
Обладая непростым характером и амбициозностью, А.Л.Бенуа в апреле 1879 года «по семейным обстоятельствам» был вынужден покинуть государственную службу1. Однако в конце 1882 года он снова получает назначение в Заравшанский округ «на должность исправляющего делами Младшего Архитектора». Он уезжает в Самарканд, где живет и трудится полных четыре года.
А.Л.Бенуа создавал сам и пересоставлял проекты по указаниям заказчиков, строил самые разнообразные объекты — от великолепных дворцов и особняков до крошечного помещения караулки шоссейных сторожей и номерных столбов при мостах на шоссейных дорогах. Но всему, что он проектировал и строил, архитектор придавал самый разнообразный стилистический облик.
В 1877 году совместно с военным инженером капитаном Белохой он занимался переустройством интерьера «Белого Дома» — резиденции туркестанских генерал-губернаторов. Здесь по его проекту был создан парадный Георгиевский зал. В 1883–1884 годах архитектор обогатил одноэтажный фасад этого здания прихотливым по рисунку резным деревянным декором в «русском стиле». В 1883 году принимал участие в строительстве здания Ташкентской мужской гимназии, осуществляемом по проекту военного инженера Янчевского; в 1881–1887 годах — в перестройке жилого дома полковника Тартаковского в учительскую семинарию. В 1898 году Е.П.Дубровин по проекту Бенуа пристроил с запада здания семинарии пятиглавую домовую церковь св. Александра Невского.
Из жилых зданий, спроектированных Бенуа, заслуживает внимания очень интересный проект особняка К.А.Беньковского, который предполагалось возвести в г. Аулиэ-Ата (1889) и «дом переводчика Канцелярии начальника Аму-Дарьинского отдела Князя Абдул-Гани Яушева» в Петро-Александровске (1896).
Когда в 1890 году праздновалось 25-летие присоединение Ташкента к России, в городском саду была организована юбилейная кустарно-промышленная выставка. Для нее по проекту Бенуа были сооружены входные ворота со стороны Константиновского сквера и несколько павильонов в соавторстве с инженером Дубровиным. В их декоративном убранстве были использованы мотивы московской архитектуры XVII века. Ворота имели трехчастное деление с выделением широкой центральной части. Основным материалом служил красный кирпич, на фоне которого выделялись светлые полуколонки, обрамление проемов, пояски. Перекрытия центральной части полотнища ворот и боковых калиток были деревянными, покрытыми прихотливой фигурной резьбой. Кованые фонари тонкого рисунка дополняли декоративный облик ворот, напоминавших иллюстрацию к сказке.
При рассмотрении архитектурных и прочих особенностей застройки Туркестанского края особо следует выделить церковное зодчество, которому уделялось серьезное внимание авторитетными строителями. Одним из них был гражданский инженер, действительный статский советник Вильгельм Соломонович Гейнцельман, долгое время (с 1887 по 1908 г.) занимавший должность чиновника особых поручений по строительной части при туркестанском генерал-губернаторе. Он проектировал храмы, многие их которых были построены на территории Южного Казахстана, а также вносил весьма существенные поправки в проекты других архитекторов. Важной фигурой на поприще проектирования и строительства храмов признается и А.Л.Бенуа, служивший в тот период в должности «областного архитектора Сыр-Дарьинской области», где принимал самое активное участие в проектировании и возведении культовых сооружений во многих селах. Церковь Рождества Богородицы в с. Вревское; храмы в селениях Тоболино, Обручевке, Первомаевке, Корниловке, Ванновке, Балыкчи, Высоком; Богородицко-Покровская церковь в Дорофеевке; храм в селении Белые Воды — вот неполный перечень этих работ. Во всех разработанных им проектах Бенуа демонстрирует в собственноручно выполненных чертежах высокое графическое мастерство. Обычно небольшие по формату проекты А.Л.Бенуа были красиво прорисованы и покрашены акварелью в чистых, ярких тонах в общей зелено-коричневой гамме и наглядно свидетельствовали о том, что их делал большой художник. Увы, многие чертежи А.Л.Бенуа, естественно, теряют свой первоначальный вид, ветшают. Для сохранения их необходимо было бы сделать цветные фотокопии, создать фотоальбомы.
В конце 70-х годов XIX века по инициативе проповедника К.Х.Фрюауфа в Ташкенте шел сбор средств на строительство молитвенного дома лютеран. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором по решению прихожан принял участие и А.Л.Бенуа, являвшийся католиком. В 1881 году он разработал первоначальный проект кирхи, который дорабатывался им вплоть до 1896 года.
В 1899 году строительство здания, в архитектуре которого были использованы мотивы прибалтийской готики, было завершено. Вход подчеркивается высокой колокольней со шпилем, за которым находится помещение молитвенного дома с высокими стрельчатыми окнами.
Талантливого архитектора не обошли также при проектировании и постройке дворца великого князя Николая Константиновича. Весь комплекс построек, в проектировании и строительстве которых участвовал и Бенуа, был воздвигнут в 1889–1890 годах под руководством В.С.Гейнцельмана. Дворец построен в романском стиле и имеет в плане силуэт двуглавого орла. Он утопал в зелени тенистого парка, который усиливал романтическую атмосферу дворца, придавая ему вид роскошного охотничьего загородного особняка. Скульптурные изображения собак и оленей, голов породистых коней дополняли эту картину. Сейчас в здании располагается Дом приемов Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
Наиболее крупным и очень заметным архитектурным произведением в творчестве А.Л.Бенуа стал дворец эмира Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-Хана, правившего Бухарским ханством с 1885 по 1910 год.
Проектирование и строительство этого великолепного здания осуществлялось с конца 1893 по 1898 год.
9 ноября 1893 года из Новой Бухары (нынешний Каган) инженер Гельман отправляет Алексею Леонтьевичу в Ташкент письмо:
«Многоуважаемый Алексей Леонтьевич! Эмир намерен строить новый дворец… Для составления проекта и сметы у меня нет времени, и по моему указанию желательно бы было пригласить Вас для этой работы… Одно из главных условий заключается в том, чтобы по возможности поспешить составлением проекта и сметы, дабы затем неотлагательно приступить и к устройству дворца. Разработку проекта будете делать в Бухаре при моем участии по личным указаниям Эмира… Если Вы не имеете чего-либо лучшего, то думаю, что упускать этот случай, который может Вас зарекомендовать в глазах Эмира, не следует, а так как это дело спешное, то жду ответа от Вас телеграммой и по возможности скорее…»
Уже 25 ноября Алексей Леонтьевич прибыл в Бухару. «16 декабря г. Бенуа представил эскиз дворца на одобрение Его Светлости; 27 декабря г. Бенуа передан был одобренный Его Светлостью эскиз…»
В плане дворец вытянут с юга на север и представляет собой большой прямоугольник со сторонами 65 на 34 метра с выступающими на восточном фасаде прямоугольными объемами.
Выполнен он в мавританском стиле с богатыми орнаментальными украшениями из алебастра. В орнаментике использованы местные мотивы, в том числе и включение арабской эпиграфики с отдельными кораническими изречениями. Живописность постройки усиливают многочисленные колонки и башенки.
К сожалению, несмотря на подготовленный специалистами проект реставрации, дворец, который являет собой шедевр архитектуры, ветшает и может навсегда утратить редкий по красоте и стилю декор, выполненный по эскизам А.Л.Бенуа. А ведь это жемчужина отечественной архитектуры.
Говоря о наследии А.Л.Бенуа, необходимо отметить спроектированное им здание железнодорожного вокзала в городе Красноводске. В «Путеводителе по Туркестану и железным дорогам Ташкентской и Средне-Азиатской» находим такие строки: «Станция Красноводск выделяется своим красивым вокзалом в мавританском стиле, живописно расположенном на высоком откосе, с террасой, лестницами и узорчатыми мостовыми».
В Красноводске Алексей Леонтьевич и умер в 1902 году.