Одни родители считают, что наши школы полностью обеспечены всем необходимым для учебного процесса, и наотрез отказываются оплачивать ремонты и разного рода изыски в виде жалюзи на окнах или новых стульев. Кто-то платит, опасаясь, что родительский «демарш» скажется на отношении к ребенку со стороны учителей и других родителей. Их оппоненты же уверены, что школа предоставляет минимум, и готовы ради любимого сына или дочки помогать учебному заведению материально, оплачивать организованные туристические поездки и походы в театр. Корреспонденты «Знаменки» решили взвесить все «за» и «против» родительского спонсорства.
У безвозмездной родительской помощи учебному заведению, к сожалению, чаще именуемой школьными поборами, есть как отрицательные, так и положительные стороны.
С одной – практика «вымогательства денег» у родителей на самые разные нужды – воду, бумагу, ремонт, мебель. С другой – родители действительно не прочь помочь школе, куда ходит их ребенок. Корреспонденты «Знаменки» Наталья УРЯДОВА и Максим РОЩИН решили взглянуть на проблему с разных точек зрения.
Роскошь или необходимость?
Максим:
- Основная задача любого учреждения образования – дать знания учащимся. И для того чтобы постигать науку, ребенку не нужны любимое мягкое кресло и специальная подставочка для бутербродика, ему не нужны оранжереи и аляповатые обои, ему даже не нужен новый линолеум. Все, что необходимо для сосредоточенной работы: стул, парта, доска, теплый класс и, конечно же, квалифицированный учитель, - предоставляется бесплатно. В подтверждение своих слов хочу вспомнить недавнее выступление депутата Палаты представителей Национального собрания Владимира Здановича, в котором он заявил, что денег для поддержания школ выделяется достаточно и вымогательство ни в коем случае недопустимо. А что получается на практике? Родители приходят на родительское собрание с одним-единственным вопросом: «Сколько?» И вместо обсуждения учебного процесса ведут дискуссию по финансовым проблемам. Пример из личного опыта: родителям учеников класса, где учится моя сестра, лишь спустя полгода довели до сведения, что их детей английскому языку обучает школьный библиотекарь, а настоящий учитель уже давно уволился. В итоге самая настоящая проблема – отсутствие учителя в выпускном классе - потонула в «общих проблемах», жарко обсуждаемых на предыдущих собраниях.
Наташа:
- Не стану спорить с тобой, Максим, а также с господином Здановичем. В наших школах, действительно, есть все необходимое для организации учебного процесса. Каждый ребенок обеспечен столом и стулом, в классе висит доска, а в самом учебном заведении работают мастерская и спортивный зал. Но если родители не скинутся, к примеру, на бутилированную питьевую воду или салфетки, то сами по себе эти предметы в классе не появятся. Проверено. И если я не куплю своему ребенку комплект для изучения английского языка на повышенном уровне, то со временем столкнусь с необходимостью перевода сына в класс, где изучение иностранного ведется «в обычном формате». Так что для некоторых родителей школьные стандарты – это минимум. Они хотят, а главное, имеют возможность дать своему любимому чаду нечто большее. Дополнительные учебные пособия, современную мебель, полезный и разнообразный досуг. Что же касается проведения собраний, то, согласна, учитель в первую очередь должен выполнить свою прямую обязанность – рассказать родителям об учебном процессе. И только потом – все остальное.
Дело добровольное
Максим:
- В теории сбор дополнительных финансовых средств для школы за счет попечителей или спонсоров – это звучит очень заманчиво и привлекательно для родителей. Сразу представляется картина: бывший выпускник, а ныне успешный человек добровольно жертвует энную сумму для родной школы. Все это происходит в актовом зале при большом скоплении людей. С хвалебной речью в адрес попечителя и скупой слезой бывшего классного руководителя сегодняшнего героя… Но нередки случаи, когда добровольный (подчеркиваю, добровольный!) взнос попросту выбивается из родителей. Моя бывшая соседка - мать-одиночка Наталья столкнулась с сегодняшними «добровольными» реалиями после того, как отказалась оплатить ремонт класса. После многочисленных фраз представителей родительского комитета наподобие «ну и долго мы будем вас содержать?» и требований «совесть иметь» Наталья просто перевела свою дочь в другую школу. В новой школе, по ее словам, и суммы «поборов» меньше, и родительский комитет более лоялен к отказавшимся платить. Конечно, случай Натальи частный, единичный. Но многие продолжают нехотя платить или терпеть издевки со стороны некоторых родителей. Ни у кого нет желания испытать на себе осуждающие взгляды, а порой и прямое устное давление. Большинству почему-то кажется, что отказ от взноса может негативно сказаться на отношении к ребенку. Мало того, заплатив без всякого желания, родители начинают более активно требовать эту сумму с других пап и мам, не пожелавших платить либо не присутствовавших на собрании. Отсюда СМС-сообщения в двенадцать часов ночи от главы родительского комитета с напоминанием о том, что необходимо завтра сдать еще больше денег, и записки, найденные ребенком в шкафчике, с просьбой к родителям «в помощи решения внеочередной проблемы».
Наташа:
- Приведенные тобой примеры – случаи вопиющие. Конечно же, вся благотворительность со стороны родителей должна быть законной, схемы ее оказания – прозрачными. Не говоря уж о том, что помощь школе – дело сугубо добровольное: хочешь – платишь, а не хочешь - нет. Инициатива родительского комитета или попечительского совета – рекомендация, а не приказ. По большому счету в компетенции попечительского совета не просто освободить некоторых родителей от поборов, но и оказать ребенку помощь, если он в ней нуждается. Но, на мой взгляд, проблема заключается даже не в том, что многие родители не хотят помогать школе из-за того, что у них нет денег (тех, кто не может сдать пятьдесят тысяч в год, – единицы). Одна из причин негативного отношения к благотворительности - как раз тот факт, что учителя и родительский комитет слишком усердствуют в своем стремлении «делать добро», «поджимают». Чувство протеста, между прочим, великое чувство. Но скажи учитель или родитель нечто вроде «вы можете этого и не делать…», как, уверена, большинство проголосует «за».
Откуда берутся суммы?
Максим:
- Кстати, откуда такая цифра? Мне так до сих пор и непонятно, по каким критериям определяется сумма родительских взносов. Я расспросил редакционный коллектив, своих знакомых и так и не нашел двух одинаковых сумм, которые были сданы, к примеру, на ремонт класса. Сумма с формулировкой «на ремонт класса», которую оплачивали мои знакомые, имела разброс от 20 до 140 тысяч белорусских рублей. Это вам не плюс-минус пять тысяч, а вполне ощутимая для кошелька разница.
Наташа:
- Я привела цифру, которая мне кажется вполне логичной. Сюда, кстати, может входить и помощь школе в целом и расходы на нужды класса, в частности. Но, подчеркиваю, никаких фиксированных сумм не должно быть в принципе. По сколько сбрасываться, решают родители на собраниях, ведь помимо статьи «ремонт», безусловно, возникнут и другие расходы: Новый год, выпускной, цветы учителю, подарки детям ко дню рождения. И если не можешь сдать пятьдесят - сдай десять. Я понимаю, что для кого-то десять тысяч рублей – заметная брешь в семейном бюджете, а для кого-то и сто тысяч не деньги. У разных семей разные финансовые возможности. Но всегда ведь можно договориться.
Доверяй, но проверяй
Максим:
- Тем не менее я считаю, что системы добровольных взносов быть не может, однако если взносы совершаются в «добровольно-принудительном» порядке, то вполне реально систематизировать этот процесс и добиться хотя бы банальной отчетности. Обычно отчетность родительского комитета заканчивается словами: «Я чеки все сохранил, если кому надо, то принесу». В ответ лишь небольшое оживление в рядах родителей, которое должно означать: мол, все нормально, Володя (Галина, Михаил Алексеевич), мы вам верим. В итоге мы не можем найти ответ на простой вопрос: на что конкретно были потрачены средства? А вот если регулярно нормально отчитываться за купленное, то и недовольство людей поборами уменьшится пропорционально представленным отчетам.
Наташа:
- Отчет, безусловно, дело необходимое. В нашем классе, к примеру, после родительского собрания комитет не только принимает очередной «оброк», но и детально отчитывается о потраченных ранее средствах, демонстрируя новые приобретения и чеки. Купили компьютер в класс - вот он, родимый! Запаслись подарками к Новому году – убедитесь, дорогие родители. Причем, чтобы сэкономить и свои в том числе деньги, представители родительского комитета специально организовывали вылазки на ночные книжные базары и оптовые рынки. Предвосхищая твой вопрос о возможной «коррумпированности» родительского комитета, скажу, что за несколько лет у каждого родителя была возможность прочувствовать на себе все «прелести» организаторской работы. И судя по тому, что очереди на вакансии в комитет не выстраивались, нажиться на кровных остальных родителей там вряд ли было возможно. А что касается отчетов о помощи учебному заведению, безусловно, каждому будет любопытно узнать, куда потрачены его деньги: на ремонт в классе или евроремонт в директорском кабинете. Хотя, признаюсь, никогда не задавалась целью найти, какая именно доска в полу покрашена за мой счет. В нашей гимназии мы оказываем помощь путем внесения денег по платежкам, которые раздает попечительский совет и в которых значится: «добровольный родительский взнос». Только через банк - никаких денег на руки. И кстати, когда мой ребенок принес бумажку с оплатой, чтобы показать учителю, та развернула его со словами: «Оставь себе на память».
А вот тем, кто жаждет полной отчетности, маленькая подсказка: самый надежный способ ее получить – самому попробовать поработать в составе родительского комитета или попечительского совета.
P.S. Приглашаем читателей обсудить статью на нашем сайте в разделе "Комментарии"