Четверг, 21.06.2018, 18:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Вчера и сегодня [92]Анонс [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Сентябрь » 25 » История Ленгерских шахт
01:41
История Ленгерских шахт

История Ленгерских шахт
Подземелье бурого угля

 

История Ленгера ведет отсчет с конца XIX века.

Тогда это был аул Ленгер-сай, который расстроился

с появлением угольных шахт. Историки утверждают,

что свое название он получил от персидского «лянгар» -

выемка, поднос. Это вполне оправданно, если учесть,

что город расположен у подножия хребта Каржантау.

Но сторожилы утверждают, что поселение в 25 км от

Шымкента названо по имени первого разработчика

шахт Лангира. Был он то ли немцем, то ли англичанином

– сейчас никто сказать не может. Но в XIX веке геологи

именно этих государств проводили там первые

разведывательные работы. В 70-х годах позапрошлого

века началась разработка месторождений бурого угля.

Залежи были неглубоки, что позволяло доставать его с

помощью лебедки. Вручную делать это было нелегко,

поэтому привлекали к работе лошадей – делали упряжь

и прикрепляли к колесу. Лошадь шла, колесо крутилось,

уголь поднимался наверх. Добрые помощники в течение

70 лет служили в шахте вместе с человеком. Во второй

половине XX века при оформлении пенсии бывшим

шахтерам приходилось обращаться к специальным

архивным справочникам за разъяснением значения

такой должности, как «подземный коногон». Вагонетку

весом в тонну трудновато выкатить из штольни.

Поэтому ее цепляли к лошади, а погонщик гнал ту до

вагона. Уголь сгружался, лошадь возвращалась под

землю. И так несколько раз за смену.
Когда в Шымкенте построили сантонинный завод,

прародителя нашего «Химфарма», началось

промышленное освоение залежей угля. С 1905 по

1917 год в Ленгере действовали три небольшие

шахты. Уголь заказчикам поставлялся на верблюдах

, лошадях и мулах.

Весной 1918 года ленгерские угольные копи

национализировали и передали в ведение горного

отдела Центрального Совета народного хозяйства

Туркестанской республики. В годы гражданской

войны ощущалась острая нехватка топлива и для

железнодорожного транспорта, и для промышленности.

По горным аулам и маленьким селениям ездили

агитаторы, приглашавшие (а на деле обязывавшие)

работоспособное население трудиться в шахтах. И

поневоле люди спускались под землю, так как это

были гарантированные трудодни, продуктовые

карточки и пайки.

С развитием угольного месторождения разрастался и

город. К 1936 году в поселке насчитывалось более 300

дворов. В 1935 закончилось строительство 30-километровой

железнодорожной ветки. Тогда же введена в строй угольная

штольня (до этого работали две шахты), и добыча угля

увеличилась до 19 тысяч тонн в год. На работу стали

устраиваться шахтеры из Кузбасса, приехавшие в Ленгер

или по направлению партии, или в поисках более сытной

жизни. Рабочие вместе с углем выколачивали деньгу, а

предприятие повышало показатели по внедрению

стахановского движения. Из 687 человек, работающих

в то время, 28 стабильно перевыполняли план. Кроме

того, активизировались рационализаторы: 15 предложений

по улучшению технологии труда, внедренных на шахтах,

привели к экономии в 58 тысяч рублей - баснословная

сумма по тем временам. К 1940 году на шахтах «Ленгеруголь»

насчитывалось уже 316 стахановцев и 339 ударников труда.

В годы Великой Отечественной войны на ленгерском угле

работало большинство промышленных предприятий не

только нашей области, но и Кызыл-Ординской, Алма-Атинской,

кроме того уголь поставляли в Киргизию и на южный участок

Туркестано-Сибирской железной дороги.

Александра Капустина, наверно, единственная из ныне

живущих работников шахты, вспоминает: «Рабочих рук

катастрофически не хватало, несмотря на то, что в наш

город прибывали и прибывали эвакуированные. Я тогда

уже работала в шахтоуправлении заместителем директора

по кадрам и знала, кому приходится спускаться под землю.

Наравне с рабочими из Донбасса трудились и домохозяйки,

проводившие мужей на фронт».

Несмотря на то, что добыча угля возросла до 339 тысяч тонн

в год, потребность в нем не уменьшалась. Решено было

открыть четвертую шахту. Разумеется, денег на нее не было,

поэтому строительство велось «хозяйственным способом по

себестоимости». Экономили на всем: на выплатах рабочим,

на премиях. И в 1942 году новая шахта была сдана. По

утверждению А. Капустиной, сознательность народа была

настолько высока, что ни разу никто не возмутился, понимая,

насколько это важно. На новой шахте получили работу более

тысячи человек.

Шахту №5 строило уже «Шахтостройуправление», и оснащена

она была по последнему слову техники того времени:

современные лебедки, тросы с лифтами, отбойные молотки.

Она проработала всего десять лет и могла бы дальше

вырабатывать уголь, если бы не натолкнулась на подводную

реку, которая затопила все коридоры.

Последняя шахта, «Тогуз», была сдана в эксплуатацию в 1961

году. Специалистов в городе было уже достаточно. К тому же

закрылась шахта №2, а следом перестала давать уголь и шахта

№4. Рабочие перешли на новое место работы. Стоит отметить,

что за все время существования ленгерских шахт не произошло

ни одной аварии, ни один рабочий серьезно не пострадал.

Началом конца можно считать вторую половину 60-х, когда

Москва прекратила напрямую контролировать работу ленгерских

шахт и передала заботу о них Карагандинскому угольному

комбинату. Масштабы добычи угля Караганды были несоизмеримы

с ленгерскими.

- Карагандинское начальство нам прямым текстом говорило:

«Вы для нас, как аппендицит», - вспоминает А. Капустина. –

Конечно, они открывали каждый месяц по новой шахте, а наши

запасы хоть и не малы, но ни в какое сравнение с ними не идут.

На развитие наших шахт перестали выделять средства, не

поставлялось оборудование, да и карагандинского угля завозилось

все больше и больше. Да, наш уголь по энергоемкости слабее и

для промышленных предприятий не совсем годится. Его так и

называют – бытовой. Но для отопления жилья, теплиц, мелких

кирпичных заводов вполне подходит.

Мало-помалу карагандинское управление убедило областное

руководство в Чимкенте в нерентабельности ленгерских шахт.

А еще в то время готовился к сдаче в эксплуатацию фосфорный

завод, и шахтеров стали активно переманивать на новое место,

суля льготы и прогрессивку.

В 1974 году последний директор шахты «Тогуз» Михаил Куцев,

работавший на шахтах с 1951 года, покинул свой рабочий кабинет…

Все.

Все, да не все. Шахты, которые дали не только имя, но и жизнь

городу, сегодня законсервированы. По словам начальника отдела

сельского хозяйства и предпринимательства Толебийского района

Б. Жакипова, «горизонты шахт обводнены, среда там активная, в

некоторых местах скопился газ, сопутствующий углю, деревянные

опоры сгнили. Чтобы привести их в рабочее состояние, потребуются

большие вложения. Но будут ли они оправданы? Ведь основной,

«богатый» пласт угля уже вынут, то, что осталось, после сортировки

большинством своим уйдет в отходы. Была идея подземной газификации

угля: сырье, находящееся под землей, превращать в газ, а затем его

выкачивать. Но технологически это пока не отработано, так как в процессе

переработки угля образуется пустоты – вакуумные ямы. Этот вакуум

способен притягивать земляные пласты, вследствие чего могут

происходить непрогнозируемые обвалы, и город может уйти под

землю».

Лет семь назад у тогдашнего акима области Б. Жылкишиева

была идея реанимировать ленгерские шахты, чтобы местные

промышленники могли пользоваться нашим углем. Но ушел аким,

а вместе с ним и идея. Остались только заваленные входы

в штольни, горы шлака, как визитная карточка Ленгера, и

развалины шахтоуправления.

                                                              О. АЛЕКСЕЕВА

Категория: Вчера и сегодня | Просмотров: 1877 | Добавил: ленгер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Здравствуйте, друзья. Мы с мужем въехали в новую квартиру, ремонт в которой, похоже, не делался никогда. В связи с тем, что на ее покупку пришлось продать старый дом, отдать все сбережения и даже немного занять у родителей, финансовая ситуация не позволяет воспользоваться услугами ремонтных бригад.
А, тем не менее, у нас маленький ребенокhttp://strojdomsam.ru/ - , который просто не должен жить в таких условиях!
Вот я и думаю, как максимально сэкономить на ремонте и хотим попробовать сделать его своими руками.
Но дело в том, что у нас нет никакого опыта, поскольку муж больше головой работает, чем руками, да и боюсь, что придется потом переделывать все и исправлять, а это может повлечь еще большие расходы.
Поделитесь опытом, может кто-то знает, как сделать ремонт подешевле и за что можно взяться самим, а к чему привлекать мастеров.
Заранее благодарна.

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018Сделать бесплатный сайт с uCoz